Сначала следует спланировать общую концепцию нахождения продукции в магазине. Наша цель — увеличение среднего чека магазина за счет как можно большего числа незапланированных клиентом магазина покупок. То есть, мы должны увеличить путь от входа до кассы, "проведя" клиента через все возможные отделы заведения, чтобы дать ему как можно больше возможностей соблазниться каким-либо товаром.
Можно применить классический способ: построение пути по периметру торгового зала против часовой стрелки с последующей расстановкой стеллажей параллельно друг другу. На входе непременно должно располагаться что-нибудь яркое и привлекательное. Идеальный вариант — овощи. Самые популярные отделы, например хлеб, кулинарию, помещаем в самом дальнем от кассы конце магазина, чтобы по пути к хлебу, если покупатель пришел только за ним, он мог увидеть всю остальную продукцию и по дороге, например, вспомнить, что дома закончился лук, подумать, что неплохо бы побаловать себя мороженым, которое как раз попалось на пути, а к нему очень хорошо подойдет сироп, который стоит рядом с мороженым...
Таким образом мы подходим к правилам нахождения товаров внутри одного отдела. Здесь необходимо следовать основному принципу — рядом с основным товаром должны быть размещены сопутствующие товары. Человек, приобретающий мясо, в большинстве случаев купит приправы, кетчуп, если они вовремя попадутся ему на глаза. Для реализации этой идеи очень хорошо подходят морозильные бонеты с суперструктурой. С их помощью можно расположить соус тар тар над морепродуктами, сиропы над мороженым, а приправы и различные соусы над мясом. Еще одно правило размещения товаров в продуктовом магазине — соседство продуктов обязано быть "вкусным", а подобное следует размещать рядом с подобным. Замороженная рыба отпугнет клиента от торта-мороженого, но будет уместно смотреться рядом с креветками и другими морепродуктами.
При расположении товаров на полках необходимо помнить о том, что лучше всего продается товар на средних полках, поэтому на них следует помещать скоропортящийся товар или товар с ценой повыше. Товар с ценой пониже и объемный товар, можно поместить снизу. Необходимо помнить, что товар лучше воспринимается "в массе", то есть когда рядом стоят как минимум 3-5 видов товара той же разновидности. При этом на передний план следует поставить продукция с наименьшим сроком годности, а вглубь полки товары со сроком годности побольше.
Продажи товаров можно корректировать с помощью ценообразования. При наличии ассортимента однотипных товаров, приблизительно в 80% случаев клиенты отдают свое предпочтение товару не с самой низкой ценой, а второй по дешевизне.
После того, как все покупки сделаны посетитель решает идти к кассе. Он приобрел все, что ему надо, может быть даже приблизительно посчитал сумму покупки, осталось только отстоять очередь в кассу. Здесь он точно будет избегать серьезных трат, но чтобы скоротать время в очереди, с удовольствием рассмотрит мелкие, не требующие больших трат товары, такие как жевательные резинки или шоколадные батончики. Этот товар не сильно увеличит его траты и рассмотреть и бросить в корзину его можно просто "от нечего делать", пока покупатель стоит в очереди или ждет пока касcир посчитает все его покупки.
Таким образом, следуя простым правилам выкладки товаров в продуктовом магазине можно существенно поднять среднее значение чека, а значит и общую выручку продуктового магазина.